наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжёвывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях. Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельности человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.
8. Учёные наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в колонию чаек проникал^ хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.
9. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения вы разделяете? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.
10. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных я социальных факторов в развитии способностей человека?
11. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стёрты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чём проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте три утверждения.
Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органистом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь’ музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите два других фактора, определяющих развитие личности.
Отечественный учёный-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребёнок-маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
14. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация — это-«окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение. [
15. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, учёные сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50 % разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.
16. Объясните, что имел в виду Иоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.
17. Фирма организовала для своих сотрудников мероприятие. Коллективу было поручено разработать стратегию фирмы в условиях экономического кризиса и предполагаемой угрозы банкротства. Цель деятельности: предложить ряд конкретных антикризисных шагов: Часть сотрудников выступила в роли экспертов, часть — в качестве представителей СМИ, начальник отдела и его заместители попали в жюри, оценивающее результаты представленных проектов. Определите вид дея-
Решение познавательных задач
S
тельности, которым занимались сотрудники фирмы. Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
18. В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.
19. В течение 15 лет проводились исследования по выявлению отношения россиян к ценности свободы. Результаты представлены в приведённой ниже таблице. Какой вывод можно сделать на основе представленных данных? Приведите три обоснования.
Отношение россиян к ценности свободы (закрытый опрос, один вариант ответа в каждой из бинарных оппозиций), %
Вопрос№1 | 1993 г. | 2003 г. | 2009 г. |
Свобода человека реализуется в его политических правах и свободах. | |||
Свобода — это возможность быть самому себе хозяином. | 67 . . | ||
Вопрос №2 | 1993 г. | 2003 г. | 2009 г. |
Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл. | |||
Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна. |
20.В 1996 г. в 40 странах мира было проведено исследование о распространённости занятий в свободное время. Было опрошено по 1000 человек в каждой стране. В России исследование проводилось Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (сумма превышает 100%, так как респонденты могли давать несколько ответов).
США | Россия | Венгрия |
Видыдосуга | Цифры даны в % от числа опрошенных | |
Просмотр телепередач, видеозаписей | ||
Прослушивание музыки | ,84 | |
Чтение | ||
Компьютерные игры | ||
Посещение концертов, театров, выставок | ||
Другие ответы |
Сформулируйте любые два вывода по результатам опроса. Приведите обоснование каадого сделанного вывода.
§ 4. Составление сложного плана по заданной теме
9 1. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Природа человека и его мышление».
t 2. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Потребности, интересы и способности человека».
*- 3. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Межличностные отношения и взаимодействия».
4. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Социализация личности».
г 5. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Мировоззрение и его формы». . v
я б. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Деятельность как способ существования людей».
% 7. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Трудовая деятельность».
* 8. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Игра и её роль в формировании и развитии человеческой личности».
Написание эссе
9. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Общение как форма межличностных взаимодействий».
10. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Свобода и ответственность».
§ 5. Написание эссе
1. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
2. «Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с
А1. Какая характеристика общества предполагает наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы?
А2. Выполнение какой функции социального института основано на передаче социального опыта?
А3. Какое взаимодействие оказывает доминирующая культура на процесс формирования личности?
1. Развивает индивидуальность личности
2. приводит поведение индивидов к базисному типу
3. ориентирует личность на достижение специфических целей
4. способствует проявлению активности личности
А4. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А. В процессе своего развития общество порождает определенные социальные институты.
Б. Возникновение каждого социального института связано с осмыслением людьми определенных потребностей.
1. Верно только А 3. Верны оба суждения
2. Верно только Б 4. оба суждения неверны
А5. Молодой специалист, собираясь выйти на работу, решил обновить свой гардероб. Имея определенную сумму денег, он вынужден делать выбор между модной, но очень дорогой одеждой и дешевыми, но недостаточно добротными вещами. Данная ситуация является проявлением:
3. наличия ограниченности потребностей
4. существования дефицитного спроса
А6. Налог, входящий в стоимость товара, называется:
А7. К доходным статьям государственного бюджета относятся средства
1) выделяемые на финансирование прикладной науки
2) направленные на модернизацию системы образования
4) выделенные на укрепление национальной безопасности
А8. На рисунке отражены изменения предложения дискет для компьютеров на соответствующем рынке. Это изменение может быть связано с:
1. увеличением доходов потребителей
2. увеличением числа компьютерных пользователей
А9. Верны ли следующие суждения о банках?
А. Коммерческие банки совершают эмиссию денежных знаков
Б. Важнейшей функцией ЦБ является хранение золота
1. Верно только А 3. Верны оба суждения
2. Верно только Б 4. оба суждения неверны
А10. Что представляет из себя мертвая культура?
1. материализованные образцы духовной культуры
2. культурные образцы, потерявшие актуальность своего нематериального содержания
3. не существующие культурные образцы
4. культурные образцы, потерявшие свою специфику в результате процесса ассимиляции
А11. Понятие «правовой нигилизм» как одна из характеристик политической культуры означает:
1. отрицание необходимости государства и его институтов
2. критику тоталитарного государства
3. неуважение и неисполнение законов представителями власти и населением
А12. Марина перешла на другую работу. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Марины является примером вертикальной мобильности?
1. новое место работы находится ближе к дому
2. окончание ВУЗа позволило ей на новом месте занять более высокую должность
3. Марина перешла на новую работу вместе со своим прежним руководителем
4. новая работа предполагает более гибкий график
А13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Причиной социального конфликта может послужить потребность человека защитить собственные интересы
Б. Завершение конфликта не всегда означает его разрешение
1. Верно только А 3. Верны оба суждения
2. Верно только Б 4. оба суждения неверны
А14. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны называется:
А15. Понятие «партийная система» характеризует совокупность
1. принципов формирования высших органов государственной власти
2. способов влияния гражданского общества на государство
3. методов осуществления государственной власти
4. политических партий и их взаимодействия в государстве
А16. Страна X – правовое государство, построенное на принципе разделения властей и взаимного контроля власти. В стране действует многопартийная система, оппозиция действует легально. Какой политический режим в этой стране?
А17. Верны ли следующие суждения о власти?
А. Власть предполагает насилие
Б. Власть действует методами убеждения и принуждения
1. Верно только А 3. Верны оба суждения
2. Верно только Б 4. оба суждения неверны
А18. В Трудовом кодексе РФ содержатся нормы, предусматривающие ответственность за
2) превышение установленной скорости движения для водителей
3) отсутствие на рабочем месте без уважительной причины
4) размещение в Интернете порочащей гражданина информации
A19 Граждане РФ обретают правоспособность (способность обладать определенными правами и обязанностями) с
1) момента получения общегражданского паспорта
2) момента рождения
3) наступления совершеннолетия
4) начала трудовой деятельности
A20 Какое из перечисленных ниже прав и свобод Конституция РФ
признает не подлежащим ограничению?
2) право частной собственности
3) право свободно выбирать род деятельности и профессию
4) право на социальное обеспечение
A21 Укажите ситуацию, в которой администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работника.
1) Работник был уволен в связи с реорганизацией предприятия и по сокращению штатов.
2) Работник был уволен за систематическое неисполнение им правил внутреннего трудового распорядка на предприятии.
3) Работник был уволен в связи с истечением срока трудового договора и решением администрации его не продлевать
4) Работник, оформивший больничный лист и не вышедший на работу, был уволен по статье за прогул.
A22 Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
А. В деятельности органов местного самоуправления проявляются принципы непосредственной и представительной демонстрации.
Б. В сферу компетенции органов местного самоуправления входит строительство объектов социального назначения за счет средств местного бюджета
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Судебная власть в РФ
B1 Запишите слово, пропущенное в таблице
НАЗВАНИЕ ОРГАНА ФУНКЦИЯ
А _____________ 1 выносит решения о соответствия законов и подзаконных актов Конституции РФ
Б. Высший арбитражный суд 2 выносит судебные решения по экономическим спорам
B2 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальный институт».
Мораль, право, государство, семья, экономика, фирма, школа.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
B3 Установите соответствие между формами предприятий и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Фирма занимается оказанием
несложных бытовых услуг,
находясь в собственности
Б) Фирма обладает правом на
В) Фирма распределяет прибыль и
ликвидационный остаток в
соответствии с трудовым
соответствии с государственным
B4 Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление социальной стратификации в индустриальном обществе.
1) Разорившись, вчерашние крестьяне переходили жить в города, устраивались на заводы и фабрики, становясь пролетариями.
2) Принадлежащий к касте брахманов в Индии мог занимать должность советников при правителях – раджах.
3) В Советском Союзе в структуре общества выделяли два основных класса: пролетариат и колхозное крестьянство, а также социальную прослойку – трудовую интеллигенцию.
4) Большинство трудящихся было занято на крупных промышленных предприятиях, фабриках и заводах.
5) В социальной структуре общества ведущее место заняли «белые воротнички» и работники сферы услуг
B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Самосознание личности включает в себя элементы самопознания и самоотношения. (Б) В качестве основных методов самопознания выступают самонаблюдение и самоисследование. (В) Человек, по видимому, и становится человеком, постигая себя, свою сущность. (Г) Со всей очевидностью можно утверждать, что человек понимает, какой он есть, сравнивая себя с другими людьми, изучая отношение к себе других людей.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
B6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Собственной сферой демократии является __________(А). К ней примыкает, с одной стороны, частный мир, а с другой – __________ (Б). Не может быть демократии, если гражданское состояние, занимающее среднее положение, не втягивает в себя __________(В) и убеждения, с одной стороны, и приверженность государству – с
другой. Определенно не может быть демократии, если частные убеждения и национальная приверженность смыкаются напрямую, избавляясь от среднего положения гражданского состояния. Но __________(Г) слаба и почти бессмысленна, если не допускает существования этих двух миров на обеих сторонах, если стремится отождествляться со всей в целом, личной и общественной, жизнью. Демократия является постоянным усилием по созиданию сферы __________(Д) и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере __________(Е) …
1) политология 2) взаимное уважение 3) политическая система 4) частные интересы 5) порядок 6) индивидуальная свобода 7) демократия мир государства
9) гражданское состояние
B7 Сотрудник научной организации заключил контракт с американской фирмой и начал работать в США, занимаясь научными разработками в той же области, что и прежде, и в той же должности. Выберите в приведенном ниже списке признаки социальной мобильности, относящейся к данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная 2) вертикальная 3) географическая 4) нисходящая 5) горизонтальная 6) восходящая
“Конвенция о правах ребенка”.
«Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18–летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. СтатьяГосударства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. 2. Государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Статья 7. 1.Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
СтатьяГосударства–участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. 2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства–участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности. СтатьяГосударства–участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение
может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка. Статья Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это
право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Статья Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию». («Конвенция по правам ребенка»)
C1 Кого рассматривает в качестве ребенка данная Конвенция? Какие два права обязаны соблюдать государства, подписавшие конвенцию?
C2 С опорой на текст Конвенции укажите любые шесть прав ребенка, из числа закрепленных в ней.
C3 В каких случаях законодатель предусматривает возможное разлучение ребенка с родителями в его интересах и на основании закона? С опорой на текст, социальный опыт, знание курса, приведите три примера подобных случаев.
C4 В чем заключается право ребенка на свободное выражение своего мнения? Приведите три конкретных ситуации, в которых право детей на выражении е своих мыслей может быть нарушено.
C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два редложения, содержащие информацию о глобальных проблемах.
C6 Приведите три конкретных примера, иллюстрирующих фрикционную безработицу.
C7 Фирма организовала для своих сотрудников мероприятие. Коллективу было поручено разработать стратегию фирмы в условиях экономического кризиса и предполагаемой угрозы банкротства. Цель деятельности: предложить ряд конкретных антикризисных шагов. Часть сотрудников выступила в роли экспертов, часть в качестве представителей СМИ, начальник отдела и его заместители попали в жюри, оценивающее результаты представленных проектов. Определите вид деятельности, которым занимались сотрудники фирмы. Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
C8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рациональное поведение потребителей и производителей».
C9.1 Философия «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» ()
C9.2 Социальная психология «…Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека v который живет чужыми мыслям и своими чувствами.» ()
C9.3 Экономика «Наихудшее преступление против рабочих – когда компания не в состоянии приносить прибыль» ()
C9.4 Социология «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (П. Блау)
C9.5 Политология «Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и
снизу». (Б. Спиноза)
C9.6 Правоведение «Когда в законах признаются произвол, насилие, своеволие, то право немногим отличается от прямого произвола властей» ()
Часть подчиненных отпросилась у руководителя, мотивируя это разными причинами. В последствии выяснилось, что они этот день (пятницу) провели на своих дачах. В фирме это вызвало брожения, хотя сам праздник удался. Осенью руководитель хотел бы провести еще одно подобное мероприятие.
Как необходимо провести деловое собрание, чтобы сотрудники не игнорировали подобные мероприятие? Как лучше руководителю внедрить корпоративную культуру в свою фирму?