Что нравится гарри поттер

Почему подросткам нравится «Гарри Поттер»?

Интерес подростков к циклу романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере привлекает большое внимание психологов, в частности, психологов развития. Известно, что в последние десятилетия наблюдался кризис в чтении подростков. О книгах "Гарри Поттер" говорят, что они вернули детей к чтению. Для очень многих подростков книги о мальчике-волшебнике стали первыми книгами, прочитанными самостоятельно и по своей собственной инициативе. Более того, романы Дж. Роулинг, подобно произведениям Дж. , породили целую субкультуру (преимущественно в виртуальном мире) – "поттеризм", "поттеромания".

Литературные критики говорят о том, что в книгах «Гарри Поттер» присутствует смесь нескольких жанров (отмечая, что это довольно редкое явление в литературе): фэнтези, детектив, приключения, школьная повесть. При этом, критики отмечают, что Гарри Поттер — почти классический романтический герой, хотя он — ребенок, подросток [4;7].

Прототипом фантастических и фэнтезийных литературных произведений выступает волшебная сказка. Так, в произведениях «Гарри Поттер» важно указать на обращенность автора к сказочно-мифологической традиции, к фольклору. В романах Дж. Роулинг воссоздана схема волшебной сказки, однако, более усложненная и расширенная [1].

Как и в волшебной сказке, в мире Гарри Поттера ключевыми моментами являются нарушение какого-либо запрета, пересечение границы между мирами, а также эпизоды «схватки» главного героя с силами зла. Известно, что историческими корнями сказочного сюжета являются обряды и ритуалы (, 1986), в частности, обряды инициации.

Таким образом, важным моментом успеха книг «Гарри Поттер» может выступать последовательное взросление главного героя, прохождение им различных испытаний, причем, основной задачей героя выступает принятие на себя «решения решить задачу», ведь именно в «сказке представлена форма инициативного отношения к миру» [6, с. 86]. Самые важные качества героя в волшебной сказке – это инициативность, стремление достичь цели во что бы то ни стало. При этом, вопрос о том, как, какими средствами уходит на второй план. Волшебные помощники чудесным образом помогают герою осуществить задуманное, но требуют условия – уверенности в себе, силу, отвагу, смелость. При этом результат столкновения с силами зла всегда неожиданен, непредсказуем.

Возвращаясь к подросткам, необходимо указать на то, что именно в подростковом возрасте, по словам , происходит подготовка, замысливание и по мере сил осуществление подобного столкновения. Ключевыми же характеристиками действия в подростковом кризисе выступают незавершенность (непредзаданность) [5]. Для подростка важен замысел, результативность же действия уходит на второй план, обессмысливается.

Таким образом, именно в волшебном, фантастическом, будь то книга или кинофильм, но имеющем в своей основе структуру волшебной сказки, представлена та форма субъектности, которую необходимо освоить подростку для того, чтобы успешно решить задачи возраста – стать инициативным по отношению к миру. «Выстраивание собственного текста (в частности поведенческого), т. е. создание произведения собственного действия — вот та основная работа, которая должна происходить при переходе от предшествующего младшего школьного возраста к подростковому возрасту» [5, с. 28]. Определяя ведущую деятельность подростков как проектную, выделяет две различные стороны ведущего авторского действия – замысливание и результативность [5]. В волшебной же сказке сделан акцент именно на замысливании, инициативности. Увлечение подростками волшебным и фантастическим, где отведена большая роль неожиданности, непредсказуемости, возможности собственного достраивания сюжетных ходов и интерпретации событий, активизируют работу воображения, инициируют подростков на собственное достраивание в фантазиях и мечтах некоторых художественных образов, задают «почву» и «материал» для замысливания собственного действия.

Немногочисленные на сегодняшний день опросы подростков и юношей, в которых они должны были объяснить причины популярности книг "Гарри Поттер", показывают, что, в первую очередь, респондентов привлекает волшебный мир, фантазия, волшебство, магия, а во вторую – сами герои, отношения между ними, захватывающие приключения [1;2].

Важно подчеркнуть, что текст становится "читабельным" при условии простоты его понимания. По словам , для того, чтобы произошел акт понимания, необходимо отождествление текста в сознании читателя с его языковым инвариантом [3], т. е. необходимо, чтобы появились общие пересекающиеся линии произведения и сознания подростка, именно они воспринимаются последним как важные, значимые и наиболее интересные моменты книг "Гарри Поттер". Опросив участников интернет-форумов и проанализировав наиболее популярные темы основных сайтов, посвященных Гарри Поттеру, мы попытались найти эти точки соприкосновения, выделить их. Кроме того, мы попытались выяснить, почему волшебство так притягательно для подростков. Что именно в волшебном "цепляет" подростка, не оставляет его равнодушным?

Мы провели опрос участников форумов, таких интернет-сайтов, как: "Хогвартс Нэт"[1], "Гарри Поттер и волшебный форум"[2], "Русский клуб Гарри Поттера"[3], а также участников нескольких групп, посвященных тематике Гарри Поттера, в социальной сети Вконтакте.

В опросе участвовало 306 человек. Форумчанам предлагалось написать ассоциации на следующие словосочетания: волшебная палочка, летающая метла, запретный лес, квиддич, волшебное заклинание, волшебный поединок. А также закончить следующие предложения:

1. Книги/ Фильмы «Гарри Поттер» для меня…

2. Хорошо быть волшебником, т. к. …

3. Волшебник всегда…

4. В волшебном мире хочется…

5. Волшебник никогда…

6. Самое главное для волшебника – это…

7. Самое страшное для волшебника – это…

8. Самое приятное и радостное для волшебника – это…

9. Волшебный мир мне нужен для…

10. Волшебный мир более..

Обработка результатов исследования проводилась методом контент-анализа с помощью компьютерной программы Concordance.

В результате обработки полученных данных, по всем ассоциациям (кроме ассоциаций по Запретному лесу) удалось выделить следующие основные категории:

1. Волшебство/чудо – 25%

2. Могущество/сила – 22%

3. Ответственность/нравственность/инициативность – 13 %

В первую категорию вошли такие ассоциации, как: волшебство, магия, чудеса, колдовство и др. Во вторую категорию: всемогущество, возможности, свобода, власть, мощь и др. В третью категорию: смерть, опасность, боль, воля, достоинство, добро, честь, мастерство, умения, концентрация, помощь, знания и др.

Читайте также:  Чем удивить своего мужчину

Анализ полученных данных показал, что центральной темой всех ответов является тема волшебства и могущества. Так, предложение «хорошо быть волшебником, т. к. …» участники опроса чаще всего заканчивали следующим образом: есть волшебная палочка, можно летать, легкое решение проблемы, можно колдовать и творить волшебство, можно облегчить себе жизнь, сделать ее проще и легче, можно жить в удовольствие и др. А также: ты все можешь, появляется много возможностей, можешь сделать все, у тебя есть власть и сила, обладаешь сверхспособностями, ты всемогущ и всесилен. Схожие результаты получены и при анализе ассоциаций на словосочетание «волшебная палочка» и «волшебное заклинание». Интересно отметить, что в литературе фанфикшн (литературные произведения фанатов "Гарри Поттера", созданные по мотивам оригинальных романов) авторами-фанатами были изобретены так называемые магиды (маги, умеющие колдовать без палочки).

Таким образом, можно предположить, что волшебная палочка и заклинания, по мнению участников форума, выступают неким проводником, усилителем волшебных умений и способностей. Подчеркивается, что вся сила находится в самом волшебнике, а волшебная палочка выступает опорой, придает уверенности, направляет энергию волшебника в нужное русло. Важным и интересным моментом, с нашей точки зрения, является желание форумчан колдовать без палочки, а лишь одной силой мысли. Этим еще раз подчеркивается роль силы и способностей самого волшебника, а не вспомогательных волшебных атрибутов (последнее характерно для волшебной сказки). Вероятно, уменьшение значимости внешних волшебных средств или отказ от них, связано с желанием участников форума видеть в любимых героях книг такие качества, как тотальное самообладание и контроль над ситуацией, ощущение своей силы и могущества без каких-либо вспомогательных предметов.

Помимо силы и могущества, очень ярко прослеживается тема превосходства, желания быть лучшим, престижным. Так, в ассоциациях на слово «квиддич» особое место уделяется именно ловцу, главному игроку в команде, а также победе, первенству. Такое предложение, как «Волшебник всегда…» чаще всего заканчивалось словами: всегда носит с собой волшебную палочку, волшебник всегда может все, полагается на магию, уверен в силе магии, может исправить любую ошибку.

Необходимо также указать на особое внимание к свободе среди опрашиваемых фанатов. Наибольший процент ассоциаций, связанных со свободой (свобода, полет, легкость, ветер, безграничность, высота, скорость), был получен для таких слов, как «летающая метла», а также «квиддич». Кроме того, полет на метле ассоциативно связан с такими эмоциями, как: восторг, радость, веселье, страх, счастье.

Свобода волшебного мира противопоставляется участниками опроса рутине и серости, а также ограниченности мира реального. Они указывают, что книги помогают справиться с реальными проблемами, спрятаться от них в сказочном мире на время, отдохнуть и ни о чем не думать: «для меня это своеобразный антидепрессант, глоток воздуха, способ отвлечься от проблем». Участникам опроса волшебный мир необходим, прежде всего, для того, чтобы отвлечься от повседневных проблем, обыденной жизни. Это способ забыть серые будни, реальность, заботы и тревоги.

Именно отдельный волшебный мир Гарри Поттера является наиболее важным и привлекательным для многих подростков. Большинство участников опроса считают, что волшебный мир более интересен, разнообразен, ярок, богат возможностями, необычен, уникален, красив, непредсказуем, таинственен. Некоторые респонденты указывают на идеальное и совершенное устройство этого мира, а также на его удобство и простоту, доброжелательность. Прежде всего, участникам опроса в волшебном мире хочется жить. А также: летать, все попробовать, приключений, свободы, гармонии, возможностей; исполнять сиюминутные желания и потребности без всяких ограничений: делать что хочу, конфет, мороженого, пива, отдохнуть, прыгать, полакомиться, набедокурить, веселиться.

Не смотря на то, что в тексте «Гарри Поттера» события и границы представлены очень многообразно, но именно «Запретный лес» интересен более всего участникам опроса и, прежде всего, тем, что он опасен и страшен (опасность, страх, темнота, ночь, жуть), а также таинственен (тайна, интерес, загадка, запрет, приключение). Лес в «Гарри Поттере», также как и в волшебной сказке, выступает местом испытаний, местом обитания чудесных помощников и вредителей. По замечанию , если в сказке лес выступает границей, переходом между реальностями, то в книгах «Гарри Поттер» лес – это, прежде всего, само иномирие [2]. Лес является популярным местом для писателей фанфиков. В произведениях фанфикшн Запретному лесу уделяется намного больше внимания, чем в оригинальных произведениях. По предположению , это может быть связано, как с национальными фольклорными стереотипами, так и с тем, что мотив Запретного леса в произведениях Дж. Роулинг не до конца раскрыт, незавершен, что задает пространство для фантазии фикрайтеров [2]. Традиционно в культуре лес выступает местом обряда инициации, местом испытания и опасностей, взросления, изменения, а отсюда, возможно, и повышенный интерес подростков к Запретному лесу.

Одной из основных категорий ответов является категория ответственности и нравственности. Самый высокий показатель ответственности выявлен для таких предложений, как: «Волшебник никогда…», «Волшебник всегда…», «Самое главное для волшебника – это…», «Самое страшное для волшебника – это…» и для таких стимульных слов, как: «квиддич», «волшебный поединок» и «волшебное заклинание». Так, по мнению респондентов, волшебник никогда не должен убивать, использовать силу во вред, не должен забывать, что он, прежде всего, человек и ничто человеческое ему не чуждо. А самым главным для волшебника является: любовь, семья, дружба, благородство, честь, добро, достоинство. Категория ответственности – самая малочисленная, по сравнению с категорией волшебства и силы. Акцент в ответах респондентов сделан на чуде и обладании волшебной палочкой, силе и самообладании, и лишь в последнюю очередь некоторые участники опроса вспоминали о последствиях действий волшебника, о человеческих ценностях.

Читайте также:  Удобрение для черной смородины осенью

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что многими участниками форумов, посвященных тематике "Гарри Поттера", волшебство воспринимается как отсутствие ограничений, свобода действий и желаний. Волшебник для них выступает всемогущим, уверенным, сильным, стремящимся к цели, невзирая на трудности и непреодолимые препятствия. Можно предположить, что в книгах о Гарри Поттере инициативность главного героя усилена, ярко выражена, и именно это оказывается наиболее значимым для подростка в волшебной ситуации. Кроме того, волшебные ситуации привлекательны своей запретностью, опасностью, тайной. Волшебный мир в восприятии участников опроса выступает ярким, насыщенным событийным, в отличие от реального, который, по их мнению, скучен и сер, крайне однообразен.

1. Васильева архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: Дис. … канд. филол. наук. М. 2005.

2. Круглова детского бестселлера. По результатам исследования http://www. library. ru/1/sociolog/text/article. php? a_u >

3. Лотман художественного текста // Об искусстве. СПб., 1998.

4. Мамедова Дж. «Гарри Поттер» и другие вымышленные миры: круг детского чтения в современной России //http://www. polit. ru/country/2003/11/08/628800_print. html.

5. Поливанова содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20 – 33.

6. Эльконин развития. М. 2001.

7. Nikolajeva, Maria (2001). The changing aesthetics of character in children’s fiction. Style. Fall. 2001.

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Уже больше 20 лет прошло с того момента, как мир был очарован первой книгой о Мальчике, Который Выжил. Люди изо всех уголков земного шара, затаив дыхание, читали о магии, фантастических тварях, опасных зельях и борьбе против сил зла. Согласно новому исследованию, победа мальчика-волшебника не ограничивается серией книг. На самом деле история Гарри Поттера делает людей лучше в реальной жизни.

AdMe.ru знает, что есть миллиард причин пополнить данной серией свою библиотеку. А мы более чем рады добавить еще один аргумент в пользу этого решения.

Специалисты заявляют, что настоящие фанаты Гарри Поттера и его друзей реже бывают нетерпимы к аутсайдерам. Они склонны проявлять сочувствие к меньшинствам. И это не магия, это наука!

Исследование состоит из трех частей, и все они подтвердили первоначальную гипотезу. В рамках 1-й части ученики начальной школы участвовали в двух опросах. Их суть заключалась в том, что дети отвечали на вопросы до и после чтения отрывков из книги. Отрывки, которые им предлагались, были либо нейтральными (к примеру рассказ о том, как Гарри купил волшебную палочку), либо связанными с предрассудками (сцена, в которой Драко Малфой оскорбил Гермиону, потому что ее родители маглы).

В экспериментах 2-й и 3-й частей исследования принимали участие ученики старших классов и студенты университетов. Их спрашивали, что они чувствуют по отношению к изгоям после прочтения книг о приключениях Гарри. Оказалось, что читатели «Гарри Поттера» испытывают меньше предубеждений по отношению к иммигрантам и представителям различных меньшинств.

Вероятно, причина такого воздействия произведений Роулинг на читателей заключается в том, что они дают возможность увидеть мир глазами Гарри. И иногда то, что мы наблюдаем, не приносит нам радости. Например, ключевая тема книги — одержимость Волдеморта чистокровными волшебниками и ведьмами — перекликается с одержимостью нацистов «арийской расой». На самом деле почти все персонажи сталкиваются с трудностями из-за того, что отличаются от других.

Например, Гермиона — «грязнокровка», Рон живет в бедной семье, Невилл Долгопупс ужасно неуклюжий, а Хагрид — гигант, который работает преподавателем Хогвартса, но не может использовать магию. Но несмотря на все эти недостатки и странности, герои остаются хорошими друзьями и всегда готовы поддержать товарища.

А еще Гарри по своему горькому опыту знает, как сложно быть другим. Он потерял родителей, воспитывался в семье своих старомодных, предвзятых, недалеких, невежественных и фанатичных родственников и жил в шкафу под лестницей. У него не было друзей, только кузен, который издевался над ним. Так что Гарри хорошо известно, каково это.

Я прочла всю сагу о Гарри Поттере уже взрослой, в прошлом году. Раньше я за нее не бралась, с одной стороны, из-за недоверия ко всем так называемым бестселлерам, а с другой, конечно же, из-за крайне негативных оценок, которые бытуют в православной среде. Но прошлым летом как-то вдруг решила почитать что-нибудь развлекательное. И была очень приятно удивлена, так, что прочитала все семь книг взахлеб, за две недели.

На мой взгляд, сага о Гарри Поттере – пример очень хорошей и полезной юношеской литературы, ведь эта книжка ставит настоящие, а не придуманные проблемы, к тому же разрешает их в христианском духе. Вся «волшебная», магическая составляющая, пусть даже она занимает очень много места, служит автору только оберткой, упаковкой, чтобы в непривычном ключе подать вечные темы. Надо сказать, некоторая искусственность этой упаковки, ее отделенность от сути книги быстро чувствуется, и тут, как мне кажется, госпожа Роулинг как художник заметно уступает профессору Толкиену, который во «Властелине колец» смог создать целостный мир, не поддающийся раздроблению на сказочную и философско-этическую части. Но с другой стороны, это позволяет не слишком увлекаться второстепенным, а увидеть главное.

Ведущие темы, которые выделила для себя я – это смерть, любовь, свобода, дружба и взросление, причем именно в таком порядке. Роулинг подходит к каждой из них серьезно и не дает простых утешительных ответов на сложные вопросы, не преуменьшает их значимость, что является большим достоинством книги. Вот как я поняла ответы на эти вопросы в книге.

Читайте также:  Шьем кружевное платье своими руками

Смерть

Смерть – это тема, которая сквозной нитью проходит через все произведение. Автор говорит о смерти как о данности, которая предстоит каждому из нас, и как о потере любимых людей. Это несомненное зло, но абсолютное ли? Окончательное ли это поражение жизни? Вот, пожалуй, главный вопрос, который задает в своей книге Роулинг и на который дает два альтернативных ответа. Если это абсолютное зло, то против него нужно бороться любыми средствами, включая убийство других людей. Победил тот, кто выжил. Проиграл тот, кто умер. Эту философию исповедуют главный злодей саги лорд Вольдеморт и его сторонники.

Гарри Поттер, его друзья и наставники интуитивно, не имея полной уверенности, как бы «сквозь тусклое стекло» приходят к другому ответу: смерть – это страшная данность, причиняющая очень много горя всем живущим, но не устранимая своими собственными усилиями, тем более посредством причинения зла другим. Более того, можно и нужно самому принять смерть, если это единственное условие спасения других людей. И именно этот ответ торжествует в книге и оказывается путем к иной, вечной жизни.

Любовь

Любовь в книге – это таинственный дар, который неведомым образом созидает личность любимого и который ничем нельзя заменить. Ее высшее проявление – это родительская любовь к детям, бескорыстная и жертвенная. Пока я читала сагу, меня удивляло одно обстоятельство: два мальчика росли сиротами, в чужих домах на правах бедных родственников, но при этом почему-то из одного со временем получился замечательный парень Гарри Поттер, а из другого – отъявленный злодей Вольдеморт.

И только потом я подумала, что дело в любви: Гарри хотя бы первый год своей жизни прожил с родителями, которые безгранично любили его, а последнее, что сделала его мать, она пожертвовала собой ради него. Отец же Вольдеморта бросил его еще до рождения, а мать не нашла в себе силы жить ради сына. Может быть, эти обстоятельства и задали обоим героям противоположные направления в жизни, хотя, само собой, не предопределили их окончательно.

Так значение любви для человека показано в книге неявно. Но есть и один прекрасный фрагмент, где о нем говорится прямо: «…любовь — такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать — оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим… Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты все равно остаешься под его защитой. Твоя защита кроется в твоей коже. Именно поэтому Квиррелл, полный ненависти, жадности и амбиций, разделивший свою душу с Вольдемортом, не смог прикоснуться к тебе. Прикосновение к человеку, отмеченному таким сильным и добрым чувством, как любовь, вызывало у него нестерпимую боль».

Я знаю это чувство защиты, которую дает родительская любовь, я убеждена, что ко многим соблазнам меня саму не тянуло именно потому, что моя душа с рождения знала любовь, которая дает полноту жизни и нене позволяет образоваться внутри тем пустотам, ослабляющим человека, которые потом он все пытается и все ничем не может заполнить. И в этих нескольких словах Джоан Роулинг блестяще передала волшебство любви.

Свобода

Значимость и драгоценность человеческой свободы показаны во многих ситуациях. Но для меня важнее всего была трактовка свободы как права выбора того, во что и чему ты веришь. Мир не дает непоколебимых доказательств верности тех или иных идей, правоты добра или зла. Материальные, осязаемые факты не указывают единственно верный путь. В каждой ситуации остается место для свободного выбора, который совершается в сердце человека, — он и мучителен, он и драгоценен.

Дружба

Дружба в книге представлена очень трогательно, хотя я бы не сказала, что в истории дружбы трех главных героев (Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермионы Грейнджер) есть что-то качественно новое или необычное по сравнению с другими известными союзами друзей мировой литературы. Но это источник тепла и улыбок на протяжении всех семи книг, и он не может не радовать, потому что хорошими новостями и позитивными эмоциями все обитатели волшебного мира (а за ними и читатели) отнюдь не избалованы.

Взросление

Взросление у Роулинг — это расставание с иллюзиями о других людях, самых дорогих и близких. Как и все самые важные переживания, это тоже приходится на долю Гарри Поттера, который сначала вынужден признать то, что его отец не был безупречен, а потом и то, что всезнающим, мудрым, безупречным не был и его наставник и ментор Альбус Дамблдор. Любой, кто помнит, как выяснил, что его мама и папа — это не всемогущие добрые волшебники, которые делают мир хорошим, уютным и безопасным и никогда не ошибаются, узнает себя в этих эпизодах. Но Роулинг показывает, что это разочарование на самом деле расширяет твое представление о мире и людях. Через него приходит умение принимать другого человека таким, какой он есть, прощать и любить его во всей его противоречивости и даже быть более сопричастным ему.

В заключение еще раз скажу, что меня книжка о юном волшебнике очень порадовала, я ее с удовольствием перечитываю (в основном, последние 3 части) и считаю, что детям ее можно смело читать, когда они подрастут.

В статье испльзованы кадры и к/ф «Гарри Поттер»

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *