Челобова наталья диктор биография

  • Актер, Режиссер
  • Дата и место рождения: 22 апреля 1933 (86 лет), Свердловск, СССР (Россия)

Участвовал 23

Его коллеги по цеху

Российский и советский режиссер, сценарист. Народный артист РСФСР и Лауреат Государственной премии СССР.

Валерий Иванович Усков родился весной 1933 года в городе Свердловске (Екатеринбург), в семье агронома Ивана Мелентьевича и врача Ольги Владимировной. Он окончил Уральский государственный университет им. А. М. Горького (УрГУ), факультет журналистики, в 1955 году.

Творческий путь Валерия Ускова / Valery Uskov

Свою карьеру в кинематографе он начал с работы на Свердловской киностудии. Сначала Валерий Усков занимал должность редактора и ассистента режиссера, а в 1959 году официально стал режиссером Свердловской студии телевидения.

Валерий Усков окончил Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), факультет режиссуры, в 1961 году. Через два года он начал сотрудничать с киностудией «Мосфильм» и московскими театрами.

Валерий Усков выступил в качестве режиссера и сценариста нескольких эпизодов киножурнала «Ералаш».

В 1972 году состоялась премьера их фильма «Тени исчезают в полдень», представленного в семи эпизодах. Эта экранизация прозы Анатолия Иванова о конце 1930-х годов была подвержена жесткой цензуре, но вырезанные кадры режиссер Валерий Усков и его брат Владимир Краснопольский сохранили.

В 1963 году он дебютировал с картиной «Самый медленный поезд». С тех пор Валерий Усков и Владимир Краснопольский сняли более тридцати кинолент, а в 2000-х годах они вплотную занялись производством многосерийных проектов. Известные телевизионные мелодрамы «Подари мне жизнь», «Две судьбы», «Ермоловы», «Женить миллионера!», «Санта Лючия», «Дело следователя Никитина» были созданы Валерием Усковым и его братом.

Личная жизнь Валерия Ускова / Valery Uskov

Супруга режиссера — Наталья Николаевна Челобова. Она работала диктором на Центральном телевидении на протяжении двадцати пяти лет. Его первой женой была актриса Людмила Давыдова.

Валерий Усков

Валерий Иванович Усков. Родился 22 апреля 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Советский и российский режиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978). Народный артист РСФСР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1979).

Валерий Усков родился 22 апреля 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье агронома и врача.

Троюродный брат — Владимир Аркадьевич Краснопольский (род. 14 июня 1933), советский и российский кинорежиссёр, сценарист, народный артист РСФСР, сын известного балетмейстера Ольги Князевой.

Валерий Усков и Владимир Краснопольский с ранних лет жили в одной квартире, спали рядом в кроватках, вместе играли. Еще до школы они создали домашний кукольный театр — это была первая работа их знаменитого тандема: "Фигурки шили сами и показывали «Остров сокровищ». Краснопольский всегда играл положительные роли, а я — отрицательные", — вспоминал Усков.

В школе они десять лет просидели за одной партой, участвовали в самодеятельности, поставили спектакль «Два капитана». В этом спектакле Усков играл директора школы Татаринова, а Краснопольский — учителя географии Кораблева.

По сути они были как братья-близнецы. Если им дарили подарки, то обязательно одному и второму.

В школе Валерий Усков особенно любил литературу, много читал, хорошо писал сочинения. "Если бы не было на свете кинорежиссуры, я бы стал журналистом. В юности писал статьи. Мне нравилось утром подходить к газетным киоскам. Я покупал издания со своим материалом и читал с волнением", — вспоминал он.

В 1955 году окончил факультет журналистики Уральского Госуниверситета. Работал редактором и ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии.

С 1959 года — режиссёр Свердловской студии телевидения, Свердловской киностудии и ЦСДФ.

В 1961 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская И. П. Копалина). С 1963 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».

Ставил театральные спектакли «День свадьбы», «Её друзья» в МХАТ им. М. Горького и других театрах.

Член КПСС с 1971 года.

С 1963 по 2015 года все режиссёрские и сценарные работы Усков выполнил совместно со своим троюродным братом Владимиром Краснопольским.

Валерий Усков и Владимир Краснопольский

Первой заметной работой стала драма «Неподсуден», вышедшая на экраны в 1969 году, — экранизация рассказа Льва Ющенко «Командир». Главный герой фильма — летчик Сергей Егоров (Олег Стриженов), который очень любил свою девушку Надю (Людмила Максакова), но его оклеветал сослуживец Сорокин (Леонид Куравлев). Девушка его бросила, вышла замуж за клеветника. Сын Егорова рос в новой семье Нади и отца не знал. Однажды они все оказываются на самолёте, которым управляет Егоров, и сын признаёт отца. Также открывается вся правда.

В 1971 году на экраны вышел телесериал-сага «Тени исчезают в полдень» по одноимённому роману Анатолия Иванова. Это история небольшой сибирской деревни Зелёный Дол, которая стала отражением судьбы всей России и Советского Союза за 70 первых лет XX века: последние годы царской России, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное строительство. Наследники богатых сибирских семей Константин Жуков и Серафима Клычкова, а также их друг Тарас "Купи-продай" после поражения в Гражданской войне белых армий и кулацких банд оседают с чужими паспортами в таёжной деревне. Они хотят лишь переждать трудные времена, дождаться падения Советской власти, бороться с ней изнутри, ускоряя возврат прежних порядков. Но десятилетие за десятилетием новая власть становится крепче, новые поколения рождаются и строят свою жизнь.

Читайте также:  Шампиньоны на гриле тефаль рецепт

Следующей знаменитой работой Ускова и Краснопольского стала кино-сага «Вечный зов», снимавшаяся в течение 10 лет. Фильм, как и «Тени исчезают в полдень», был также снят по одноимённому роману Анатолия Иванова. История семьи Савельевых, выходцев из далёкого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1906 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя и все драматические события, которые принес двадцатый век. В центре повествования — три брата Савельевых: старший Антон, средний Фёдор и младший Иван. А позже главными героями становятся и их дети.

В 1979 году за картину «Вечный зов» Валерию Ускову была присуждена Государственная премия СССР.

В 1980 году удостоен Премии Ленинского комсомола за фильм «Отец и сын».

В 1991 году Усков и и Краснопольский сняли семейную драму «Ночные забавы». По сюжету взрослая дочь, возвратившаяся преждевременно домой, застает мать с любовником. Девушка решает объявить своим любовником престарелого ресторанного музыканта. Главные роли исполнили Евгений Евстигнеев, Александра Колкунова, Ирина Алфёрова, Альберт Филозов и Валентин Гафт.

В 1990-е и 2000-е стал снимать телесериалы. Среди наиболее известных — «Воровка», «Ермак», «Две судьбы», «Ермоловы», «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время», «Дело следователя Никитина», «Дом с лилиями».

В 2016 впервые были представлены раздельные работы Валерия Ускова и Владимира Краснопольского.

Награды и звания Валерия Ускова: Заслуженный деятель искусств РСФСР (12.10.1978); Народный артист РСФСР (29.07.1983); Орден Почёта (16 апреля 1997); Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 марта 2004); Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 апреля 2013).

Валерий Усков в программе "Мой герой"

Личная жизнь Валерия Ускова:

Дважды был женат. Детей нет.

Первая жена — актриса Людмила Давыдова (известна по роли Верки-модистки в фильме «Место встречи изменить нельзя»), она была его однокурсницей по ВГИКу. В браке прожили 3 года. По словам Ускова, у Людмилы был тяжелый характер. Уже после развода он специально для нее написал роль кулацкой дочери Натальи Меньшиковой в картине «Тени исчезают в полдень».

В 1996 году Давыдова покончила с собой. Усков вспоминал: "До меня был один муж и после меня пять, а на похороны пришел я один".

Людмила Давыдова — первая жена Валерия Ускова

Далее у него был бурный роман с красавицей-балериной Юлией Жерар, однокурсницей Михаила Барышникова по Ваганьковскому училищу. Она танцевала в Ленинградском мюзик-холле. Он вспоминал: "Вокруг нее всегда было много мужчин, но я всех отбил. После одной нашей личной истории я написал ей записку со словами «живи, как хочешь» и ушел. Прошло полгода, стал скучать по ней и приехал, а там уже другой мужик живет. Юля расплакалась. Я тосковал по Юленьке. Был на грани самоубийства. Мама не давала совершить непоправимое".

Позже он наладил отношения с Жерар, устраивал ее сына во ВГИК. Сейчас Юлия Жерар живет в Австрии.

Вторая жена — Наталья Челобова, диктор ЦТ. Впервые он увидел ее на экране и она сразу же запала ему в душу. Он рассказывал: "Тут же начал звонить на телевидение. Я на тот момент уже был солидный мэтр с Госпремией, а она не желала со мной знакомиться! Несколько недель набирал ее номер раз 20 на дню, наконец она сжалилась и согласилась встретиться в метро — выйти на Войковской на перрон на то время, пока стоит поезд. С тех пор мы вместе. ".

Наталья Челобова — вторая жена Валерия Ускова

Законных детей у режиссера нет, но он не исключал, что есть внебрачные: "Но романтические истории случались, и, может, у меня есть сын или дочь, но я их не знаю".

Долгое время играл в большой теннис. Его партнером был Николай Караченцов. Также он научил играть Сергея Бодрова-старшего.

Фильмография Валерия Ускова:

1968 — Времена года (киноальманах) — гость в будке чистильщика (нет в титрах)
1969 — Неподсуден — летчик (нет в титрах)
1996 — Чтобы помнили. Вадим Спиридонов (документальный)
1998 — Чтобы помнили. Борис Новиков (документальный)
2004 — Пёстрая лента. Леонид Харитонов. Солнечный мальчик (документальный)
2006 — Роман с сериалом (документальный)
2006 — Драма Ивана Бровкина (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Николай Еременко (старший) (документальный)
2007 — Как уходили кумиры. Вадим Спиридонов (документальный)
2008 — Наталья Кустинская. Расплата за любовь (документальный)
2008 — Кино на двоих (документальный)
2010 — Тайны советского кино. Вечный зов (документальный)
2010 — Ирина Алфёрова. Не родись красивой (документальный)
2013 — Острова. Вадим Спиридонов (документальный)
2013 — Наталья Кустинская. Королева разбитых сердец (документальный)
2013 — Леонид Харитонов. Падение звезды (документальный)
2015 — Тайны советского кино. Тени исчезают в полдень (документальный)
2015 — Александра Завьялова. Затворница (документальный)

Режиссерские работы Валерия Ускова:

1960 — Тени на тротуарах (документальный)
1963 — Самый медленный поезд
1965 — Таёжный десант
1967 — Стюардесса (короткометражный)
1968 — Времена года (киноальманах)
1969 — Неподсуден
1971, 1973 — Тени исчезают в полдень
1973-1983 — Вечный зов
1979 — Отец и сын
1985 — Соучастие в убийстве
1991 — Ночные забавы
1994 — Воровка
1996 — Ермак
2001 — Сыщики-1
2001 — Нина. Расплата за любовь
2002 — Провинциалы
2002 — Две судьбы
2003 — Сыщик без лицензии
2003 — Подари мне жизнь
2004 — Под небом Вероны
2005 — Две судьбы-2. Голубая кровь
2005 — Две судьбы-3. Золотая клетка
2006 — Две судьбы-3. Похищение (не был завершен)
2007 — Паутина-1
2007 — Капкан
2008 — Ермоловы
2008 — Две судьбы-4. Новая жизнь
2009 — Вольф Мессинг: Видевший сквозь время
2010 — На солнечной стороне улицы
2010 — Женить миллионера!
2011 — Манна небесная
2012 — Санта Лючия
2012 — Дело следователя Никитина
2013 — Любовь — не картошка
2014 — Дом с лилиями
2014 — Всем всего хорошего
2015 — Смешная жизнь
2016 — Выйти замуж за Пушкина

Читайте также:  Турбоконфорка что это такое

Сценарии Валерия Ускова:

1965 — Таёжный десант
1979 — Отец и сын
1985 — Соучастие в убийстве
1996 — Ермак

С лёгкой руки замечательного постановщика звёздами стали: Пётр ВЕЛЬЯМИНОВ («Тени исчезают в полдень», 1971, 1973 гг.), Алексей СЕРЕБРЯКОВ («Вечный зов», 1973 — 1983 гг.) и Валентина ТЕЛИЧКИНА («Таёжный десант», 1965 г.)

Валерий Иванович едва не покончил с собой из-за балерины, а Владимир Аркадьевич с женой познакомился в троллейбусе

Трудно представить фильм Валерия УСКОВА без участия Владимира КРАСНОПОЛЬСКОГО. И наоборот. Многосерийные мелодрамы этих маститых режиссеров всегда становятся событием. Недавно на канале «Россия» отгремело очередное детище мастеров — сериал «На солнечной стороне улицы», собравший целое созвездие киноталантов. На подходе не менее долгожданный проект — «Две судьбы-3», который выйдет на телеэкраны уже в этом году. Как сложилась судьба, не кинематографическая, а обычная, человеческая, у неразлучных режиссеров, мы и решили выяснить из первых рук.

ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ

Валерий и Владимир — троюродные братья. С детства они жили в одной квартире и лежали рядом в кроватках.

— Родные вспоминали, что когда кто-то из нас начинал реветь, обязательно будил второго, — смеется Усков . — Так что у нас с детства сложился творческий дуэт, который достаточно впечатляюще воздействовал на окружающих. Когда нас укладывали спать, мы размахивали руками, и от них по стенам бегали тени. Это мы называли театром теней. У нас был и кукольный театр, мы открыли его еще до школы. Фигурки шили сами и показывали «Остров сокровищ». Краснопольский всегда играл положительные роли, а я — отрицательные. В школе мы участвовали в самодеятельности и ставили спектакль «Два капитана». В этом спектакле он исполнял роль учителя географии Кораблева, а я играл директора школы Татаринова. Десять лет мы сидели с Володей за одной партой. Если нам дарили подарки на день рождения, то обязательно одному и второму. Теперь друг другу мы дарим конвертики с деньгами.

ДЕЛА АМУРНЫЕ

* Юлия Жерар . Однокурсница Михаила Барышникова , балерина Ленинградского мюзик-холла.

— Вокруг нее всегда было много мужчин, но я всех отбил, — вспоминает о студенческом увлечении Валерий. — Юля терпеть не могла балет. Я ее силой утром отвозил в класс. Это было первое наше разногласие. Она говорила: «Не хочу танцевать, а хочу кормить тебя и всех твоих друзей». После одной нашей личной истории я написал ей записку со словами «живи, как хочешь» и ушел. Прошло полгода, стал скучать по ней и приехал, а там уже другой мужик живет. Юля расплакалась. Я тосковал по Юленьке. Был на грани самоубийства. Мама не давала совершить непоправимое. Нынче моя первая любовь живет в Австрии.

Людмила ДАВЫДОВА (ШЛЯХТУР) — первая жена мэтра

* Людмила Давыдова (Шляхтур) . Однокурсница Ускова по ВГИКу, актриса, сыгравшая Верку-модистку в «Место встречи изменить нельзя».

Их роман начался в начале 60-х, еще когда она была женой Андрея Ладынина , сына легендарного постановщика, шестикратного лауреата Сталинской премии Ивана Пырьева . Их брак был недолгим. Причиной развода стал непростой характер актрисы, склонной к частым перепадам настроения. Уже после развода Усков снял жену в фильме «Тени исчезают в полдень» в роли Натальи Меньшиковой. В титрах Людмила фигурировала под фамилией Давыдова (по новому мужу — декану факультета МГИМО). Судьба актрисы сложилась трагически. В начале 90-х у нее обострились проблемы с психикой, бесконечно мучили головные боли. 25 декабря 1996 года Людмила покончила с собой. Детей у Давыдовой не было.

С Натальей ЧЕЛОБОВОЙ режиссёр вместе почти 40 лет

* Наталья Челобова . Диктор ЦТ.

— Однажды, находясь в подавленном состоянии, я включил телевизор, смотрел сквозь экран, но тут мое внимание привлекла очаровательный диктор, — рассказывает Усков. — Тут же начал звонить на телевидение. В тот момент у меня за плечами были и «Вечный зов», и «Тени исчезают в полдень», и Госпремия, а она, Наташа Челобова, не хотела со мной знакомиться. Мучил девушку звонками несколько недель, набирая ее номер раз 20 на дню. В результате она сжалилась и стала моей женой. Мы по сей день вместе.

Ольга БИТЮКОВА с отвращением вспоминает об ухаживаниях Валерия Ивановича

* Ольга Битюкова . Дочь актеров Бориса Битюкова и Юлии Бугаевой , в 13 лет снялась в фильмах «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Утверждает, что Усков ее настойчиво домогался («ЭГ» № 47, 2003):

Читайте также:  Тесто на тане или айране

— Мне очень не понравились его странные намеки и попытки меня поцеловать. Еще он произнес идиотскую фразу, будто на каком-то «Кинотавре» по мне чуть ли не умирал. А я, мол, крутилась в то время с кем-то другим. Все знают, что он «ходок» и всегда был слаб по поводу баб. Тогда я устроила истерику и сказала, что через постель работать не буду. К Ускову тем более противно в койку ложиться, хоть он и талантливый человек.

— Законных детей у меня нет. Но романтические истории случались, и, может, у меня есть сын или дочь, но я их не знаю. Своими детьми я называю своих актеров и фильмы, — говорит Усков.

БАРЫШНИКОВ любил столоваться у УСКОВА

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ

— Во ВГИКе мы познакомились с Василием Шукшиным . Однажды я увидел его в мосфильмовском буфете, — вспоминает Усков. — Вася стоял за мной в очереди. Он очень эффектно выглядел в тот день. На нем был модный синий блейзер с огромными пуговицами. Он уезжал к Сергею Бондарчуку на съемки картины «Они сражались за Родину». Я взял салат, который, оказывается, он очень хотел. Подходит Вася к прилавку, а ему говорят, что нет больше салата. Я ему начал предлагать свой. «Нет, — сказал мне Шукшин. — Ты первый взял, значит, салат твой». Потом я сильно переживал, что не поставил ему этот салат на стол. Вскоре Васи не стало.

Михаил Барышников был частым гостем Ускова, когда тот жил с балериной Юлей.

— Моя любимая кормила Мишу борщом, — говорит Валерий Иванович. — Он обожал это блюдо и уплетал его за обе щеки.

Василий ШУКШИН с супругой Лидией и дочерьми Олей и Машей

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

— Играл в большой теннис 20 лет, — утверждает Валерий Иванович. — Моим партнером был Николай Караченцов . Играл он изумительно. Полгода я учил держать ракетку Сергея Бодрова-старшего . Его сын Сережа, светлая ему память, был в детстве очаровательным, послушным парнем. В него все были влюблены. Всегда был вместе с папой, они очень хорошо ладили. На корте, будучи совсем маленьким, он таскал за отца мячи. Тот постоянно промахивался. А сейчас он меня обыгрывает, потому что у него в Америке есть свой корт и он постоянно тренируется.

КАРАЧЕНЦОВ — король корта (фото «ИТАР-ТАСС»)

БОДРОВЫ: отец и сын

СПРАВКА

* Валерий УСКОВ родился 22 апреля 1933 года в Свердловске в семье агронома и врача.

* Окончил факультет журналистики Уральского университета и отделение документального кино на режиссерском факультете ВГИКа.

Владимир Аркадьевич прослыл однолюбом

ДЕЛА АМУРНЫЕ

— У него в личной жизни всегда было более складно, чем у меня, — говорит Усков. — Он у нас однолюб. Однажды мы с Володей ехали в троллейбусе, вошла очень красивая девушка. Краснопольский ее тут же заметил и кинулся провожать. Девушку звали Вандой, вскоре она вышла за Володю замуж. Правда, Ванда всегда говорит: «Я — жена Ускова и Краснопольского». Никто этим словам не удивляется. По характеру мы с Вандой ближе, чем она с Володей. Но если бы жили вместе, конечно, стоял бы дым коромыслом! Жена Краснопольского, как и я, любит гульнуть, пригласить массу гостей. Володя тоже неспокойный, но более сдержанный. Всегда следит, чтобы посуду не побили, выпивали в меру.

— То, что они похожи, — совершенная ерунда! — смеется Краснопольский, видимо, намекая на то, что его напарник хоть и ловелас, но любит приукрасить. — Ванда — художник по костюмам. Она проработала на двух картинах, а когда у нас родилась дочка, я ей сказал: «Сиди лучше дома!»

Режиссёр с женой Вандой и внуком Васей (1996 г.)

* Дочь. 43-летняя Елена Краснопольская , как и мать, окончила Московское театрально-художественное училище, два года работала на «Мосфильме». Потом ушла в конный спорт, став известным тренером.

* Внук. 16-летний Василий Краснопольский в восемь лет снялся в сериале «Нина», затем в фильмах деда «Две судьбы» и «Капкан», но династию решил не продолжать и собрался поступать в физико-математический институт.

— Васе открывалась прямая дорога и во ВГИК, и в Щукинское училище, но он сделал другой выбор, — говорит Краснопольский.

Василий КРАСНОПОЛЬСКИЙ от актёрской карьеры пока отказался

В школьные годы режиссер увлекся футболом и нередко прогуливал занятия из-за тренировок. Как следствие, окончил школу без особых заслуг (в отличие от Ускова, у которого золотая медаль).

— После футбола был волейбол. А потом я загорелся теннисом. Это увлечение в наш тандем привнес Валерий, — уверяет Краснопольский.

* Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ-ЛЕДОВ родился 14 июня 1933 года в Свердловске в семье артиста театра оперетты и балерины.

* Окончил историко-филологический факультет Уральского университета и отделение документального кино на режиссерском факультете ВГИКа.

«Если бы не было на свете кинорежиссуры, я бы стал журналистом. В юности писал статьи. Мне нравилось утром подходить к газетным киоскам. Я покупал издания со своим материалом и читал с волнением.»

«Если бы не был кинорежиссером, наверное, повесился бы. Сказать, что я не мыслю себя в другой профессии, — ничего не сказать.»

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.